1. «ПВХ из пяти слоев»

Это, пожалуй, одна из наиболее распространенных легенд, имеющая отношение к надувным лодкам. С ней сталкивается каждый второй, кто собирается приобрести надувную лодку из ПВХ. В нее верят все покупатели и все продавцы. Причем, каждый из них в обычной повседневной жизни – вполне разумный человек, но, когда дело касается продаж и покупок, никто не застрахован от потери рассудка.

Чтобы распознать трюк с «надувательством» ПВХ из множества слоев, давайте обратимся к способу производства поливинилхлорида – самого популярного материала для рыболовецких лодок. Этот материал представлен в виде тонкого слоя, прочность которого превышает прочность известных нам его близких родственников – полиэтиленовых пакетов. Это превышение обусловлено за счет того, что материал армируется путем наклейки двух тонких ПВХ-листов на сетку, изготовленную из сплетенных полипропиленовых нитей. Соединению трех частей помогает специальное связующее, обладающее адгезионными свойствами. Молекулы связующего, поверхности полипропиленовых нитей и поливинилхлорида, соединяясь, превращаются в единый конгломератный материал. Получение таким способом многослойной ткани приводит к повышению ее прочностных характеристик, в том числе на разрыв и растяжение, на истирание и прокол. Итого, не будучи гением математики, можно насчитать 3 слоя. Каким же образом 3 превращается в 5? Объяснить такой маркетинговый шаг производителей весьма просто – недобросовестные, они уверяют нас в том, что связующий компонент также является двумя самостоятельными слоями. Не всегда «чистый» пиар приносит компаниям долгожданные «плоды выручки» с такой же скоростью, как «грязный». Поэтому это очень эффективный метод привлечения клиентов к такой продукции, как у конкурентов, но за счет «красивой сказки». Но мы-то теперь с вами знаем, что внутри армированного ПВХ-листа фактически только два ПВХ-слоя и сетка. Таким образом, говорить о «пятислойности» ПВХ не совсем корректно. Можно перепутать армированный ПВХ с новым видом материала – хайполоном. Но это уже совсем другая история. Широко представлены дешевые плавучие средства из ткани, лишенной армирующей сетки, (в основном китайские), но отправляться на рыболовный маршрут в такой лодке по меньшей мере опасно.

2. «Чем выше плотность материала, тем прочнее сама лодка»

Вторая по распространенности легенда — о плотности материала, из которого изготовлена лодка. Ее сущность такова: чем выше плотность материала, тем он прочнее. Этот лозунг не что иное, как очередной маркетинг! Обычно ПВХ-ткань, используемую для производства надувных лодок, производят в европейских странах – Чехии, Германии или Финляндии, или же в Южной Корее. С разных точек зрения каждый из производителей по своему хорош, но плотность ткани, произведенной в Корее, стабильно немного завышена в отличие от плотности европейского материала, что в среднем составляет 1100-1150 г/м2. Отечественные производители лодок в самом начале развития производства применяли материал из Европы, ввиду дешевой рабочей силы на востоке, азиатский аналог оказался немногим дешевле, что и спровоцировало массовый спрос на него среди производственников. В связи с этим появилась необходимость показать этот материал с лучшей стороны и заинтересовать им покупателей. Решение пришло само собой вместе с новым маркетинговым лозунгом: «А корейский-то прочнее!». Совершенно очевидно, что прочность ПВХ-материала, разница по плотности которого колеблется в пределах 200 г/м2, не может отличаться в разы. Только лишь при повышении плотности в 2-3 раза, произойдет значительное увеличение и прочности. Поэтому, что у азиатов, что у немцев – прочностные характеристики находятся в одной «весовой категории», однако, при этом, лодка из дешевого корейского материала будет весить больше. Также существует момент – ткани для производства бассейнов и тентов, цена которых намного привлекательнее армированного ПВХ-материала, сертифицированного для надувных лодок. И как раз лодки, произведенные из таких копеечных материалов, не отличаются ни плотностью, ни прочностью. Будьте внимательны и требуйте выдачи сертификатов соответствия!

3. «Пятилетняя гарантия»

Несомненно, эту легенду пустил в народные массы очередной маркетинговый гений-продаж ник. На что производители дают гарантию? Гарантию выдают только на материал – что он не порвется, на нем не появятся трещины и т.д., и на швы – что они не разойдутся. Но ведь швы – это и есть самые прочные места, поскольку концентрация связующего компонента, обладающего высокой степенью адгезии, в шве максимальна. По существу, лодочный шов представляет собой упрочненный на молекулярном уровне монолитный кусок. Таким образом, по прошествии длительного времени – даже более, чем пяти лет, скорее всего, потеряет свои свойства материал, но не шов. Если в шве имеются дефекты склеивания, то это станет ясно при первом спуске на воду, максимум – при втором. Это не останется незамеченным. Таким образом, получается, что, если в лодке при первом-втором спуске выявлены погрешности изготовления, то ее можно нести сдавать по гарантии, а, если нет – то в дальнейшем никаких «выползающих» сюрпризов не должно предвидеться. В то время как гарантия на сам материал дается не производителем лодки, а производителем материала — то бишь немцем или корейцем, и действует она со дня производства материала, а не лодки. И уж никак не с момента продажи плавучего средства. Гарантия по прошествии пяти лет не распространяется на лодочные аксессуары – весла и т.д. Максимально такая гарантия выдается на год и то, если повезет. И в итоге из пятилетней гарантии на все средство остается только гарантия на шов, который и ремонту-то не поддается при изначально качественной работе по склеиванию, и на ткань, за которую производитель лодки не в ответе.

4. «Сваривание или склеивание»

Этот вопрос терзает умы многих рыболовов. Что лучше – сварить шов или склеить его? Как ни назовите, а суть соединения двух ПВХ-листов между собой одинакова, за исключением той лишь разницы, что при склеивании операция выполняется руками человека, а при сваривании – аппаратом, находящимся в руках того же человека. Что при склеивании, что при сваривании необходимо достичь высокой температуры с целью расплавления того самого волшебного «высокоадгезионного» связующего. При этом при первом методе используют специальные высокотемпературные воздушные нагреватели, а при втором – температура сама поднимается от действия аппарата. Конечно же, автоматизация процесса склеивания и замена трудоемкого процесса на менее затратный с точки зрения «человеческих сложений» — это выгодно, однако стоимость самой аппаратуры существенно скажется на себестоимости произведенных лодок. При каком же способе чаще появляются дефекты швов? Аппаратура – вещь ненадежная, «имеет привычку» давать сбои в работе, да и оператор может заснуть и пережечь шов. Что можно встретить, даже купив самую дорогую лодку. Таким образом, если, при склеивании существует только человеческий фактор, то при сваривании – сразу два, что ни лучше, ни хуже.

5. «Надувные лодки из ПВХ-ткани бесполезно ремонтировать»

5 легенд о ПВХ-лодкахЭту легенда идет корнями к посиделкам любителей-рыболовов, где и окончательно оформилась в легенду, появившуюся вслед за сменой лодок из резиновой ткани на лодки из ПВХ. Эти два варианта постоянно являлись предметом для споров и сравнений. Но сейчас легенда уже практически полностью исчерпала себя. По сравнению с лодками из резиновой ткани, ремонт лодок из ПВХ значительно более трудоемкий. Однако, на этом в сравнении можно поставить жирную точку, поскольку абсолютно любое механическое повреждение до 5 см можно отремонтировать на модели из ПВХ в не специализированных условиях. И в этом Вам поможет стандартный прилагаемый при покупке ремонтный комплект, состоящий из кусочков материала и клея. Четко следуя по инструкции своего «комплекта-помощника» — не приклеивая накладку на мокрую поверхность при температуре ниже нуля, например, Вы сможете надежно залатать повреждение. При этом существенные прорывы или порезы, безусловно, следует ремонтировать только в сервисном центре. Важно понимать необходимость учета любых возможных неприятных ситуаций и предвидеть их.