Почти 16% автомобилей в Европе уже производятся в Центральной и Восточной Европе

Общий объем производства автомобилей в мире в 2006 году достиг 69 миллионов единиц. Основную роль в нем играют три традиционных автомобильных региона: Северная Америка, Япония и Западная Европа. Однако некоторые из основных мировых игроков сталкиваются с рядом проблем, связанных с падением спроса на традиционно сильных рынках, перепроизводством, растущей конкуренцией и ростом затрат на НИОКР, а также высокими ценами на нефть. Эти факторы приводят к необходимости серьезных мер по реструктуризации, включая перемещение производства.

«В этих условиях страны ЦВЕ имеют наибольшее преимущество», — сказала Дебора Револтелла, главный экономист UniCredit по ЦВЕ. «В настоящее время почти 16% легковых автомобилей в Европе производится в странах ЦВЕ, а с 2002 года доля этого производства увеличилась вдвое».

Согласно анализу, иностранные инвестиции в автомобильный сектор в регионе уже достигают общей суммы более 20 миллиардов евро. Среди крупных инвесторов — Volkswagen, Renault, Peugeot-Citroën, Fiat, GM, Ford, Toyota, Hyundai-KIA, Suzuki. По мнению финансового учреждения, роль ЦВЕ особенно велика как производственной базы для небольших и экономичных автомобилей, где экономия производственных затрат имеет большое значение.

Быстрый рост отечественного производства автомобилей также отражается в расширении сегмента поставщиков, на которые приходится значительная доля стоимости промышленности во многих странах ЦВЕ. Автомобильная промышленность Центральной и Восточной Европы сильно ориентирована на экспорт, и с 2000 года региональный экспорт почти утроился. Иностранные инвестиции и экспорт быстро растут и поддерживают друг друга. Регион привлекает инвесторов значительными экономическими преимуществами, а также быстро улучшающейся деловой средой.

«Регион ЦВЕ также очень привлекателен из-за его большого рыночного потенциала», — сказала Дебора Револтелла. «Это сочетание численности населения, роста доходов и даже меньшего использования автомобилей», — добавила она. В ЦВЕ (например, в России, Турции и Румынии) на 100 жителей приходится менее 20 автомобилей, что намного ниже, чем в Западной Европе, где, например, в Италии и Германии 60 автомобилей на 100 жителей.

Многие мировые производители размещают свои производственные мощности в этом регионе, рассчитывая на быстрый рост местных продаж в будущем. Общее количество автомобилей, зарегистрированных в ЦВЕ, достигло 75 миллионов (данные включают Россию, где произведено более миллиона автомобилей). В 2006 году было продано 3 миллиона новых автомобилей. Хотя рост продаж новых автомобилей в регионе не всегда оправдывает высокие ожидания, некоторые рынки ЦВЕ, особенно Россия, Турция и Румыния, демонстрируют хорошие перспективы, согласно Unicredit, поскольку их экономика, приближающаяся к западным стандартам, сможет поглотить растущее число. новые автомобили.

Ожидается, что страны Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша и Венгрия), которые по праву можно назвать «Новым Детройтом», сохранят и даже увеличат свою роль в качестве важных центров автомобильной промышленности. Чешская Республика в настоящее время является лидером по производству автомобилей, но производство в Словакии будет расти еще быстрее. В 2006 году в Чешской Республике было произведено около 850 000 автомобилей, что составляет 30% от общего объема производства в ЦВЕ. Другими ведущими странами по производству автомобилей являются Польша с 600 000 новых автомобилей в 2006 году и Турция с 550 000 новых автомобилей.

«В ближайшем будущем Словакия станет региональным тигром из-за недавних крупных иностранных инвестиций со стороны PSA и Kia, которые дополнят важное присутствие Volkswagen», — говорится в анализе.

В Болгарии производство для нужд автомобильной промышленности представляет собой плохо представленный сектор — его доля в валовой добавленной стоимости экономики минимальна по сравнению с другими странами региона. Однако потенциал для развития остается значительным, учитывая близость к рынкам с высоким потенциалом роста и низкими производственными затратами. Недостатком анализа является низкая продуктивность сектора в стране, но он указывается на основе все еще используемых устаревших процессов, оборудования и технологий.

В последнее время сообщалось о значительных инвестициях в сектор автомобильных запчастей, где иностранные инвестиции также были привлечены за счет значительного роста закупок автомобилей, в основном подержанных.