Что такое франшиза и как ею пользоваться для получения прибыли

Под понятием «франшиза» подразумевается контракт с компанией-обладателем бренда на использование его на оговоренных с нею условиях. Пользуясь франшизой, можно открывать аналогичные виды бизнеса – заниматься выпуском такой же продукции либо сопутствующих товаров и оказанием таких же услуг, как правообладатель бренда.

По статистике, 80 % фирм, которые занимаются франчайзингом (то есть, приобретают право на использование «обкатанной» бизнес-модели и бренда оригинала), удерживаются на рынке не менее 5 лет, извлекая неплохую прибыль. Для сравнения – компании, действующие самостоятельно и сами раскручивающие свою продукцию или услуги, порой не выдерживают и двух лет работы.

Формирование стоимости франшизы

Стартовая цена может составлять всего несколько тысяч долларов, но, как правило, бизнес, приносящий средний стабильный доход, начинается с франшизы стоимостью от 0,5 до 2,0 млн долларов. К примеру, столько денег понадобится, чтобы открыть «собственный» McDonald’s.  Вот Вам хороший пример обзора https://j.etagi.com/ps/chto-takoe-franshiza-i-kak-ona-rabotaet-v/

В стоимость франшизы обычно включены:

  • первая закупка (для торговли) либо первоначальная поставка материалов (для производства);
  • эксклюзивные нюансы бизнес-схемы;
  • право пользования брендом.

Некоторые раскрученные франшизы можно приобрести, начиная от 12000 долларов. В их стоимость еще входит и роялти – фиксированное ежемесячное лицензионное вознаграждение правообладателю бренда. Так, роялти «Крошки Картошки» составляет около 5 % (это средний принятый уровень), а «Пятёрочка» берет много больше – порядка 13-17 %.

Самое приятное, что дорогостоящие франшизы зачастую предоставляются с рассрочкой. Например, в McDonald’s она составляет до 7 лет, при этом первый взнос – всего 25 %.

Ориентировочные доходы по франшизе – какую выбрать

Будущие доходы легко спрогнозировать. В документации к контракту должны быть прописаны примерный срок окупаемости (в среднем – 2 года) и ориентировочная прибыльность (рассчитанная на основе данных деятельности уже действующих объектов). Выбирать следует такую франшизу, по которой устраивает срок выхода на чистую прибыль. Кроме того, надо учесть размеры всех сопутствующих регулярных выплат – так, если ожидаемый доход в месяц составит 20000, а ежемесячные выплаты при этом – 10000, а не, к примеру, 5000, то и срок окупаемости увеличится вдвое.

Оценка популярности франшиз

Проверенные франшизы высокой доходности, пользующиеся популярностью у российских предпринимателей:

  • сети быстрого питания – McDonald’s, Burger King, Стардог’s, Крошка Картошка;
  • сетевые бутики одежды Zara;
  • супермаркеты Пятёрочка.

Выбирая франшизу, руководствуются не суммой, в которую она обойдется, а уровнем доходности бизнеса в той или иной области:

  • в торговле в розницу;
  • в общепите;
  • в финансовом деле;
  • в сфере разного рода услуг.

Сотрудники интернет-ресурса БиБосс подготовили топ-лист франшиз в России за 2015 год, оценив при этом:

  • масштабы охвата сетью потребителей;
  • темпы расширения бизнеса;
  • показатели экономической стабильности;
  • степень прозрачности при старте дела.

Лидерами 2015-го оказались:

  • сетевые закусочные Subway и «Крошка Картошка»;
  • «33 пингвина» (изготовление мороженого);
  • сеть кофеен Traveler’s coffee;
  • «2Гис» (сфера IT);
  • медлаборатории Инвитро, Гемотест;
  • «Аскона» (производство матрасов);
  • Milavitsa (пошив нижнего белья, Беларусь).

Выбирая франшизу по доходности, следует помнить:

  • бизнес-схема должна быть проверена временем;
  • дело должно относиться к сфере интересов приобретателя франшизы;
  • риски должны быть оценены специалистами как минимальные;
  • должен быть доступ к заранее подготовленным и «обкатанным» бизнес-документации и инструментам маркетинга в выбранной сфере деятельности;
  • сети закупа сырья и комплектующих, а также сбыта услуг и продукции – должны быть сформированными и стабильными.