Победил ли Илон Маск со своими автомобилями Тесла?

Удалось ли Илону Маску заставить замолчать своих критиков? Еще в 2006 году, когда глава Tesla представил свой стратегический план будущего компании, было ясно, что главным фактором в этом будет доверие инвесторов. За все прошедшие с тех пор годы производитель электромобилей ни разу не получал годовой прибыли — единственное утешение для вкладчиков — это три отдельных квартала с положительным результатом, благодаря определенным бухгалтерским «ставкам». Но, несмотря на это, и несмотря на серию потрясений, часто вызванных экзотическим поведением самого Маска, инвесторы не утратили уверенности.

Илон Маск находится всего в одном шаге от самого большого бонуса в истории автомобильной промышленности. Для этого акции Tesla просто должны держать свою цену до лета.

Теперь, наконец, есть признаки, что это доверие может быть оправдано. Официальные финансовые результаты за 2019 год будут опубликованы через несколько недель, но в последнем квартале компания снова стала зеленой. Кроме того, впервые в истории Tesla удалось выполнить свой собственный предварительный план поставок: Маск предсказал, что в течение года будет поставлено «от 360 000 до 400 000» автомобилей, и в итоге компании удалось продать 367 500 единиц. Европейский дебют Model 3 превзошел ожидания. Второй завод, построенный в Китае, также начал работу вовремя, что снизило негативные последствия торговых войн для Tesla.

Все эти факторы привели к беспрецедентному росту цен на акции. В январе рыночная капитализация Tesla превысила ошеломляющую отметку в 100 миллиардов долларов — больше, чем у двух американских автомобильных гигантов, General Motors и Ford вместе взятых. На данный момент Tesla стоит на фондовой бирже больше, чем даже Volkswagen, крупнейший в мире производитель автомобилей, хотя между 367 500 поставками и 10 миллионами немцев существует разрыв. Только Toyota из автомобильных гигантов по-прежнему имеет более высокую капитализацию.

Самые продаваемые электромобили и подключаемые гибриды в Европе в 2019 году по данным производителя, таблица BMW Group

Для самого Маска это не только триумф, но и важный шаг к самому большому финансовому бонусу в истории. Основной акционер Tesla работает без зарплаты, но, с другой стороны, его контракт предусматривает ряд щедрых стимулов для достижения определенных целей. В 2019 году Маску удалось отложить две из этих целей; если он будет управлять третьим, то есть поддерживать капитализацию в среднем более 100 миллиардов долларов в течение шести месяцев, он получит дополнительное вознаграждение в размере 346 миллионов долларов (и если он выполнит все другие цели — некоторые из которых довольно смелые — его бонус превысит 55 миллиардов долларов, столько же, сколько ВВП Болгарии в 2017 году).

Самые продаваемые электромобили и подключаемые гибриды в мире в 2019 году по данным производителя, график BMW Group

Когда дело доходит до оплаты труда, автомобильная промышленность еще не знала ничего подобного. Самым высокооплачиваемым руководителем автопроизводителя является Мэри Берра, которая получает от General Motors почти 22 миллиона долларов в год. Карлос Гон, который построил глобальную империю, столкнувшись с банкротами Renault и Nissan, и в конечном итоге возглавил Mitsubishi, получил по 16,9 миллиона, прежде чем был скандально арестован в Японии. Чун Мон Ку, глава Hyundai Motors, зарабатывает 4 миллиона долларов в год.

Но если кто и заслуживал таких бонусов, так это Маск. «Предприниматель южноафриканского происхождения» использует сочетание деловых навыков, беспринципности и чистого обаяния для реализации своих амбиций в отношении Tesla «, — прокомментировала The Financial Times. Без такого шоумена у руля любая другая компания оказалась бы под давлением инвесторов и накопила бы миллиарды убытков. Маск сохранял веру — иногда смелые взгляды, выходящие за рамки обычных убеждений; иногда с бесцеремонными заблуждениями, такими как «информация» о грядущем поглощении Tesla крупным арабским инвестором; иногда с откровенной клоунадой, например, запуск старого Tesla Roadster в космос на неделе, когда из финансового отдела поступили еще одни негативные новости.

Пока что отчеты Tesla не слишком утешили инвесторов. Лучшим годом до сих пор был 2013 год, в котором компания потеряла «всего» 74 миллиона долларов. Поэтому бухгалтерский баланс за 2019 год ждут с таким нетерпением.

Маск не раздумывая вложил в компанию собственные деньги, а также уговорил сделать это своих близких друзей. Наконец, он изменил само понятие электромобиля. Начиная с новаторского EV1, разработанного General Motors в 1990-х годах, и заканчивая BMW i3, все проекты электрических силовых установок в основном основывались на идее экологии — в ущерб динамике в ущерб эффективности, удобству в ущерб большему. небольшой вес, скорость за счет более компактных и доступных аккумуляторов.

Маск одним махом отказался от этого и вместо этого предложил электромобили, которые являются большими, удобными и могут похвастаться ускорением от 0 до 100 км / ч, намного превосходя спортивные модели Ferrari и Lambroghini. С точки зрения устойчивого развития это большой шаг назад: Tesla потребляет несравнимо больше энергии, чем EV1, а производство его компонентов и особенно аккумуляторов сопровождается несравненно более вредными выбросами. Но с рыночной точки зрения это было гениально. Именно Маску удалось навязать людям электромобиль как реальную привлекательную возможность.

На протяжении многих лет Маск поддерживал доверие вкладчиков ценой всевозможных уловок. Теперь, когда капитализация превысила 100 миллиардов долларов, президент Дональд Трамп назвал его «гением» и сравнил с Томасом Эдисоном.

Несмотря на все его усилия, его конкуренты все еще не могут догнать его. Но они уже стараются изо всех сил — еще одно изменение, вызванное Илоном Маском. Несколько дней назад генеральный директор Volkswagen Герберт Дис даже признал, что компании следует «зарезать несколько священных коров» и стать «как Tesla». «Только превратившись из автомобиля в технологическую компанию, Volkswagen сможет добиться успеха в новой реальности», — сказал Дис.

Конечно, высокое положение Tesla по-прежнему фиксируется на карте карт. Рыночная капитализация довольно непостоянна (например, Uber сократилась почти вдвое к ноябрю 2019 года). Даже сейчас большинство аналитиков с Уолл-стрит рекомендуют «продавать», а не «покупать» акции Tesla, очевидно, полагая, что они достигли возможного пика. У компании другие проблемы. Высокая стоимость аккумуляторов сильно сужает потенциальную прибыль; Попытки снизить эту цену за счет эффекта масштаба в значительной степени нивелируются ростом цен на сырьевые товары. Кроме того, Tesla имеет уникальную систему производства и распространения — она стремится производить практически все компоненты самостоятельно, без субподрядчиков, и продавать свои автомобили напрямую, без дистрибьюторов и посредников. Теоретически это увеличивает прибыль;

Будущий Tesla Roadster обещает разгон от 0 до 100 км / ч менее чем за две секунды. Относится ли это к устойчивому развитию, во имя которого изначально разрабатывались электромобили, — отдельный вопрос.

Кроме того, сам Маск склонен отвлекаться — его увлекают проекты в области солнечной энергетики, подземного транспорта, освоения космоса и, наконец, что не менее важно, создания человеческой колонии на Марсе. История полна примеров компаний, единоличные руководители которых переоценили свои возможности, и лишь нескольких фигур, таких как Стив Джобс, которые сумели вывести на вершину несколько совершенно разных предприятий. «Превращение Tesla в прибыльного автопроизводителя остается лучшим шансом для Илона Маска оставить по-настоящему прочное наследие», — комментирует Financial Times.