Ежегодно автокатастрофы на дорогах России уносят жизни тысячи детей, приблизительно десять тысяч ребятишек получают серьезные травмы. К сожалению, темпы роста этих показателей постоянно растут. Как же можно защитить малыша? Ответ прост: ребенок в машине должен находиться в специальном удерживающем устройстве – автокресле. Чтобы разобраться среди широкого ассортимента данной продукции, прибегнем к помощи автоинструктора.
Одним из важнейших условий использования автотранспорта является гарантия безопасности его пассажиров. Дети являются самой незащищенной категорией в этом плане. Статистические исследования установили, что процент родителей, пользующихся автокреслами очень низок. Но, по словам опытного инструктора, наличие удерживающего устройства в машине еще не означает 100% безопасности, важно правильно его выбрать и применить. Все производители детских кресел опираются на ряд основных параметров: вес ребенка, его рост и возраст. В настоящее время имеется пять базовых разновидностей автокресел, а также три дополнительных. Исходя из этого, с момента рождения и до достижения чадом 12-ти летнего возраста, Вам предстоит 5 раз обновить кресло, что достаточно накладно для семейного бюджета. Сэкономить денежные средства помогут второстепенные типы кресел – кресла-трансформеры.
Как уже упоминалось выше, существует пять основных типов детских автокресел по классификации ECE R44/04 (европейские нормы):
— начальная группа 0 — рассчитана на детей массой тела не превышающих 10 кг. Такое кресло соответствует малышу от рождения до полугода. Устройство закрепляется спиной вперед, либо поперек автомобиля (при условии, что лицо ребенка будет направлено на водителя).
— группа 0+ — такие автокресла способны удержать ребенка весом до 13 кг., что соответствует годовалому возрасту. Они, подобно моделям из первой группы, крепятся в противоположном движению транспорта направлении.
— группа I – вес малыша от 9 до 18 кг. Модель фиксируется в салоне по ходу движения. Автокресло группы 0\1 могут устанавливаться реверсивно.
— группа II – масса тела ребенка в таком устройстве не должна превышать 25 кг., модель, аналогично предыдущей группе, устанавливается по ходу движения.
— группа III — весовая категория от 21 до 36, возрастная категория 6-12 лет.
Место для установки автокресла.
Проведенные испытания и тесты говорят в пользу середины заднего сиденья автомобиля, как самого безопасного места для фиксации детского удерживающего устройства. Такое расположение защитит малыша от возможных ударов сбоку. Увы, многие машины оснащены ремнем безопасности только посередине, длина такого ремня не позволяет установить автокресло в самой выгодной позиции. В этих случаях, наиболее безопасным будет выбор в пользу места, находящегося за водительским креслом. Существует мнение, что в критический момент человек, управляющий транспортным средством, поворачивает руль так, чтобы основной удар пришелся на правую сторону. Для посадки и высадки лучше воспользоваться дверью справа, так как она не выходит на проезжую часть.
Почему же детей раннего возраста рекомендовано перевозить именно «лицом назад». Причиной тому простая физиология. Младенческая голова не пропорциональна размерам его тела и при рождении составляет 25% общего веса грудничка. Учитывая это, даже незначительные нагрузки могут негативно отразиться на шейном отделе позвоночника. Когда детское кресло установлено по ходу движения, при резком торможении или столкновении голова ребенка начинает двигаться вперед по инерции, что создает нежелательные нагрузки на шею. При движении «спиной вперед» затылок малыша прижат к спинке кресла гораздо сильнее, снижая тем самым давление на шейные отделы. Кстати, многие эксперты склоняются к такой модели транспортировки и для детей в старшем возрасте. Швецкие родители перевозят своих детей именно против хода движения, и вот уже на протяжении 40 лет ни один малыш не погиб в результате ДТП.
Использование штатных ремней безопасности достаточно сомнительно, так они предусмотрены на рост от 1,5 метров и ребенку придутся как раз на область шеи.
Альтернативой детскому автокреслу служит бустер – сиденье, не оборудованное спинкой, приподнимающее ребенка до роста достаточного для использования штатного ремня безопасности. Обычно к бустеру детки относятся более позитивно, чем к обычному креслу.
Еще одним вариантом является применение детского адаптера вместе с ремнем безопасности. Адаптер представляет собой мягкую накладку на ремень, проходящую по плечу и грудной клетке ребенка. Устройство доступно к применению с 4-х летнего возраста без учета массы тела. Минусом такой модели является отсутствие защиты от боковых ударов.
Автоинструкторы предупреждают об опасности установки автокресел на передних сиденьях авто, оборудованных подушками безопасности. В случае фиксации детского удерживающего устройства на переднем сиденье обязательно отключите эйрбеги, так как они могут травмировать малыша.