Тормозные системы мультипликаторных катушек до сих пор остаются загадкой для неопытных рыбаков. Часто, именно из-за недостатка знаний, рыболовы сталкиваются со сложностями при рыбалке с помощью мульта, а как итог — появляются легенды, повествующие о трудностях рыбалки с помощью такого типа катушек. Попробуем развенчать придуманные легенды и заполнить все пробелы необходимыми знаниями.
В чем необходимость системы торможения?
Каково же предназначение системы торможения? Для лучшего понимания, необходимо знать, что данные катушки инертного вида и поэтому, спуск лески вовремя забрасывания появляется исключительно из-за инертного верчения шпули. Во время забрасывания на леске образовывается усилие от наживки, начинающее вращение. Говоря элементарными словами: приманка начинает полет и тянет вслед за собой леску. Основная сложность состоит в том, что диаграмма спада быстроты шпули не всегда совпадет с диаграммой спада быстроты мормышки и т.д. То есть, при очень стремительной потере быстроты наживкой, катушка отдает леску намного скорее, чем наживка в состоянии тянуть вслед за собой. Таким образом, может получиться «борода» из лески – основной страх начинающего рыболова.
Практически все рыбаки получили незабываемый опыт ловли при помощи обыкновенной инерционной катушки и знают, что нужно быть чересчур осторожным, чтоб не спутать леску. Именно поэтому появились тормозные катушки, которые помогут избавиться от этой проблемы.
Принципы работы
Как же побороть главного врага? Причиной появления «бороды» является чрезмерная инерция вращения шпули, т.е. от нее и нужно избавиться. С данной системой летящая приманка вымотает только необходимое количество лески и не создастся лишнее сопротивление вращению. При таких условиях ничто не будет тормозить приманку и останавливать вращающуюся шпулю.
Теперь можно рассмотреть силы, с помощью которых получится притормозить шпулю. К одной из них относят силу трения, контролируя которую можно повлиять на быстроту торможения шпули. Это и есть основная идея новейшей мултипликаторной катушки – тормоз оси.
При подстройке тормоза оси, появляется возможность линейного изменения силы, замедляющей вращение шпули. Тормоз оси часто называют CastControl, координация которого выглядит как поворотный регулятор на боку катушки. Но даже с такой совершенной системой существует вероятность того, что график падения приманки будет нелинейным. Существует множество причин такой ситуации, например: сильный встречный ветер или не совсем удачная динамика заброса. В результате мы можем получить либо «бороду», либо торможение приманки. Основной зоной работы осевого тормоза являются очень маленькие скорости верчения.
Для избежания разного рода проблем нужно научиться выставлять напряжение на тормозе оси. Рыболовы, например, давно взяли за правило, что приманка не должна мешать сматыванию лески во время вольного падения. Для этого необходимо выставить удило под углом 20-25° по отношению к горизонту. Для начала можно следовать лишь этому условию, а уже с практикой появится сноровка.
Теперь стоит разобраться с нелинейностью падения скорости приманки. Здесь нужно подробно рассмотреть тормозную систему шпули, а для начала, ознакомимся с периодами полета приманки.
Первыйэтап – заброс.
Во время отпускания лески и полета приманки, усилие по леске переходит к шпуле, становясь инициатором вращения. Стоит учесть, что при внезапном ускорении приманки, шпуля получит неподходящую скорость вращения. По этой причине заброс нужно производить очень плавно.
В таком случае приманка приобретет изначальное ускорение, леска линейно передаст усилие к шпуле, шпуля получит изначальное ускорение вращения, а тормозная система, в свою очередь, обеспечит подавление лишнего ускорения вращения.