Особенности зимней рыбалки

За последние лет десять на Нижней Волге глухозимье как особенного периода для лова рыбы выделить стало проблематично. Зимы теплые, водоемы затягиваются льдом аж в середине декабря, а вначале календарной весны уже начинается ледоход. Но все же, где-то в феврале погода бывает особенно морозной и снежной, и поведение рыбы меняется. Проявляются отличительные качества, которые дают повод выделить глухозимье в отдельный, обособленный период лова. Понимание этого периода времени дает возможность рыбаку оставаться с постоянным уловом в течение всего этого периода.


Особенности зимней морозец

Основным показателем наступления периода глухозимья является морозная погода, толстый слой льда на водоемах и глубокий снег, который ограничивает проникновение воздуха и кислорода в воду подо льдом. Но практика показывает, что поведение рыб меняется не столько под влиянием этих факторов, сколько под поворотным изменением погоды в сторону предстоящей весны. Холода еще не отпускают, зима показывает всю оставшуюся силу, но приближение весны уже ощутимо, уже проступают несмелые оттепели. Именно этот период является очень сложным в жизни нижневолжского рыбака. Рыба перестает ловиться, клев прекращается практически до полного его отсутствия.

Особенности зимней рыбалкиК примеру, взять прошлогоднюю рыбалку, на мужской праздник 23 февраля у меня с супругой была такая рыбалка. Планов было много: мы собирались поставить жерлицы вдоль берега около кустов. Всю зиму около берега ловилась щучка. Живцов планировали добыть там же в прилегающем затоне. К слову, в предыдущие рыбалки проблем с живцом не было вообще.

Ловля живцов не отнимала много сил и времени. Пробуриваем несколько лунок, подкармливаем мелкозернистой смесью, размешиваем ее прямо в лунке. Буквально через 10 минут на аппетитную смесь скапливается целая стая мелкой рыбешки: густерок, красноперок, плотвичек с палец размером – самый раз для ловли местной щуки. Насаживаем вертлявого опарыша на крючок снасти, и как говорится «успевай только вытаскивать». 3 десятка мальков за 15 минут – не проблема.

К слову, мелочевки в озере всегда было с избытком, и она клюет на любую наживку без разбора. В тот день стояла несильная морозная погода, градусов 10. Ни малейшего порыва ветра – погода нам благоволила. Красноватое солнце не спеша показалось на горизонте, и день обещал быть погожим до самого вечера.

Пока мы добирались до озера, температура воздуха поднялась практически до нуля. Пробуренные лунки уже не хотели затягиваться льдом и замерзать. По обычаю, я отправил Настю ловить живцов, а сам поспешил делать лунки и налаживать жерлицы, чтобы затем быстренько насадить свежепойманных живцов на крючки.

  • Но в этот раз с живцами не повезло. Мы бурили лунки, сыпали в них наживку, но никакого результата. Испробовали все мормышки и пробурили десятка два лунок – все было бесполезно.

В обед солнце уже поднялось над деревьями вдоль берега, стало припекать особенно по-весеннему. За все время мы не увидели ни одной поклевки. Ни намека на поклевку. Казалось, озеро с его обитателями буквально замерло. И дело тут в изменяющейся погоде. Наступило то самое переходное состояние из зимы в весну. Немного огорчившись и посетовав на сложившиеся обстоятельства, мы пошли снимать только что расставленные мною жерлицы.

Этот пример ярко иллюстрирует поведение обитателей водоемов в период глухоземья. Особенно чутко на эти изменения реагируют обитатели мелких и средних водоемов. Они особенно болезненно переносят такие изменения. В более крупных речных затонах и озерах эти изменения не столько очевидны и существенны.

В день после нашей безуспешной рыбалки на жерлицы мне позвонил старый знакомый рыболов, он был неподалеку, в соседнем затоне. Его состояние было просто обескураженным, за целый световой день ему посчастливилось «вымутить» не более десятка рыбьих хвостов. До того момента, неделю назад обычный дневной улов плотвы составлял не менее сотни штук. Сегодня же рыба упорно не хотела брать наживку и не шла на подкормки.

  • Через неделю мы опять решили попытать счастье и приехали на затон. Но и в этот раз рыба ловилась крайне неохотно, хотя все это время погода держалась теплая и ветреная. А еще через одну неделю весна настолько взяла руководство, что выходить на лед уже стало небезопасно. Риск провалиться под лед был очень высок.

Как правило, после такого «переломного момента» наблюдается затишье в клеве рыбы. И должно пройти несколько недель, теплая весна начнет занимать свои позиции. Ежедневно солнце греет сильнее и сильнее, и лед на озерах начинает таять прямо на глазах. Ручейки с прибрежных склонов текут в озера, насыщая воду кислородом. Одновременно с такими положительными изменениями все обитатели водоема буквально оживают, и тут начинается жор. Рыбы так много, что ловить ее можно чуть ли не руками. Все рыболовы знают об этом удивительном периоде и ждут этого последнего льда.

Впрочем, период глухоземья – это не повод сидеть дома и ждать весенней оттепели. Эти несколько недель рыба продолжает кормиться, а значит, есть возможность ее выудить. Это подогревает интерес и позволяет проявить себя как настоящего рыбака.

Кормить или не кормить?
О ловле рыбы в периоды глухоземья уже написано довольно много литературы. Ни один уважающий себя автор не пропустил этот раздел. И в целом, все приходят к одному и тому же выводу, что при соблюдении определенных мер и правил ловли остаться без улова практически невозможно. Основные рекомендации, которые приводятся в книгах, можно изложить несколькими принципами:
— приманка в этот период должна быть небольшой, даже миниатюрной, а снасть должна быть очень чувствительной и с тонкой леской, так вы сможете заметить малейшую активность около вашей наживки;
— прикормки использовать можно, но в разумных количествах. Лучше всего подходят виды корма с небольшой калорийностью и мелким зерном, рыба в этот период питается немного и насыщение происходит быстро;
— основной секрет успеха в том, что необходимо искать рыбу, постоянно передвигаясь с точки на точку. Лунки следует менять часто, каждую нужно обязательно облавливать, так как рыбка не быстро решается схватить приманку, которая мельтешит у нее перед глазами. Берите в расчет и способы проводки, в этом случае это также немаловажный фактор.

Все изложенные советы актуальны для рыбаков на низовьях Волги, в частности при лове плотвы или густерок в затонах рек. Остальную часть зимы можно сделать пару лунок и обильно их прикормить, так можно оставаться на одном месте. Скапливающейся рыбы в этих лунках с лихвой хватает на процесс выуживания, но в период глухоземья такой «финт» не проходит. Тут никак не обойтись без передвижений.

  • По неустановленным обстоятельствам в эти периоды рыба крайне неохотно реагирует на прикорм. Неизбежно приходится бурить свежие лунки, рыбу придется поискать. Удается выловить тройку рыбин, и лунка умолкает. Выход один – бурить свежую и начинать «раскачивать» ее. Однако, бывают и довольно забавные особенности в процессе прикормки для такого периода года.

Как-то раз уже во второй половине февраля погода была очень неспокойная. С ночи начал подниматься ветер. И хотя на улице стоял несильный мороз, выбираться на намеченную рыбалку мы не торопились. Но так как живцы уже были куплены, мы решили отважиться на поездку.

До затона от того места, где мы расположились было недалеко. Ветер поднялся с такой силой, что весь снег, что был на ледовой кромке, просто унесло. Идти по такому льду было нелегко. По сырости, которая витала в воздухе, можно было сказать, что начинается оттепель. Я поспешил ставить жерлицы вдоль береговой бровки, а Настя пробурила несколько лунок, подкормила и поставила палатку, чтобы укрыться от ветра.

Несколько слов о прикормке. Так получилось, что накануне запасов корма было не много, и мне пришлось магазинную прикормку смешать с тем, что было в продовольственных запасах дома. Примерно в равной пропорции я добавил прикормку, кукурузную крупу, панировочные сухари, манную крупу и геркулес. Для вкуса и запаха я добавил залежалого ванилина. Вот этой «солянкой» и кормила Настя свои точки. Откровенно говоря, на успех мы не особо уповали.

  • С жерлицами не задалось с самого начала. Сильный ветер то и дело сбивал флажки, иногда и вовсе сдвигал снасти в сторону. После часа безуспешных попыток, я сдался и оставил затею с жерлицами. Я оборудовал удочку тяжелой вольфрамовой мормышкой, насадил мотыля и принялся охотиться на окуня, делая лунку за лункой.

Два часа мытарства и я полностью продрог. Ветер раздувался сильнее и сильнее. За все время мне удалось вымутить одну рыбку не более ладошки. Я даже не понял, что конкретно мне попалось: мелкий жерех или уклейка, но уж слишком большая. И только по приезду домой я определил в своей добыче мелкого подуста. Это очень редкий гость в наших краях даже летом.

Собрав все свои снасти, я направился к палатке и озвучил свое желание собираться домой. На что жена быстро согласилась. Из этого я понял, что и у нее рыбалка не задалась. Но как только открыл палатку, я увидел рядом с Настей несколько пузатых плотвичек и голавлей по триста-четыреста граммов. Для конца февраля, и такого ненастного дня это был очень впечатляющий результат и, признаюсь, нежданный.

Дома мое удивление стало еще большим. Когда мы чистили рыбу, я обнаружил, что в брюшках пойманной рыбы было полно моего самодельного корма. Хотя причиной лова могла стать не только моя смесь для прикорма, в ней не было чего-то выдающегося. Возможно, тут все кроется в погоде. Весенняя оттепель просто заставила активизироваться рыбу и всех речных обитателей и начать поиски пропитания.

1 2